воскресенье, 27 августа 2017 г.

Капризы и упрямство


Нередко родители жалуются: "капризен, упрям ваш ребенок, с трудом добиваемся от него послушания". Некоторые считают это естественным проявлением. ("какой ребенок не капризен и не упрям") и потому надеются, вырастет малыш - пройдут капризы.

Считать капризы и упрямство как явление, сопутствующие детству, совершенно неправильно. Дети не рождаются таковыми, это вовсе не возрастная их особенность. Решающее значение здесь имеет воспитание. И. П. Павлов подчеркивал, что "образ поведения человека. Обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле слова.

Что же такое детские капризы?

Выражаются они внешне в возбужденном эмоциональном состоянии, в поведении, которое на взгляд взрослого лишено смысла. Но так ли уж эти реакции беспричинны, как иногда кажется на первый взгляд. Если малыш хорошо выспался, вовремя погулял, вовремя поел, если постель его удобна и суха, если у него ничего не болит, то предпосылок для плача нет никаких. Однако - если мать не предупреждает детский плач своевременными мерами, и ребенок постоянно "напоминает" ей о них, - вот тогда возникает привычка: криком добиваться удовлетворения потребностей. А это уже ничто иное, как предпосылка для зарождения капризов.

У детей второго - третьего года капризы также часто связаны с неудовлетворением органических естественных потребностей (хочет пить, есть, спать) с ощущением физического дискомфорта (замерз, жарко, тесная обувь, одежда, сковывающая движение) .

Нервная перегрузка также одна из причин детских капризов. Одна из характерных особенностей, присущая именно дошкольнику - быстрая утомляемость и не от движений, а от невозможности двигаться, от однообразной деятельности.

У ребенка могут возникнуть капризы и от перенасыщения впечатлениями. Вот почему не рекомендуется детям смотреть передачи, им не предназначенные. Перегружать ребенка большим количеством впечатлений - это значит наносить вред его здоровью, не беречь нервную систему, способствовать взвинченному состояний. В таких случаях капризов почти не избежать.

Часто капризы - предвестник заболеваний. Если причины капризов кроются в физическом состоянии ребенка, то они легко устранимы. Прошла болезнь, пройдут и капризы, ребенок вновь весел, уравновешен.

Существует довольно распространенное ошибочное мнение капризы и упрямство принимают за нервные проявления. Прежде всего, чтобы исключить такое предположение, покажите ребенка невропатологу. Когда опасения окажутся напрасными, постарайтесь проанализировать, насколько часто вы дома уступаете ему. Подумайте как же следует относится к крику, к капризам ребенка. Выдержка, невозмутимая настойчивость, умение "не срываться" и не впадать в состояние жалости к ребенку - лучшие помощники в подобных случаях. Всегда имейте в виду! Бурная сцена рассчитана на взрослого. И если возле него нет зрителей и сочувствующих, если никто не бросается к нему, чтобы успокоить его "нервы", ему ничего не остается - прекратить сцену. И раз к разу он будет убеждаться, что его "странные вопли" ничуть не трогают окружающих. И тогда привычка имитировать 'истерику" постепенно исчезнет.

Детей без проблем не бывает: один плохо ест, другой плохо спит, третий и то, и другое, и еще что-нибудь третье. Не надо слишком сердиться за это на малыша. Скорее всего, виноваты в этом мы — родители: где-то на что-то не обратили внимание, не заметили; в чем-то, наоборот, переусердствовали. Нет плохих детей.

Как бы то ни было, не обсуждайте при ребенке эти проблемы, даже если вам кажется, что он занят своей игрой и не слушает разговор. Удержитесь и отложите его на момент, когда ребенка не будет рядом. И помните: вы не должны приносить себя в жертву ребенку, но и не надо полностью подчинять ребенка своим интересам. Вы живете вместе, рядом, значит, одинаково должны уважать интересы друг друга и находить оптимальные для всех варианты решения проблем.

Настоящими родителями позволяют стать три вещи: умение любить, умение понимать, умение поддерживать. При этом между детьми и родителями складывается уважительный стиль общения, для которого характерно:

Позиция взрослых — «рядом с ребенком», для чего взрослые должны научиться смотреть глазами ребенка, вставать на его позицию.
Активное участие самого ребенка в построении своей жизни и деятельности, разработке ближних и дальних целей, для чего нужно:
планировать деятельность вместе;
поощрять инициативу и самостоятельность ребенка;
разделять с ним ответственность за результаты.
Развитие у ребенка чувства ответственности за себя. Для этого надо:
учить ребенка делать выбор;
учить самостоятельной деятельности и контролю за ней;
Взрослый должен стремиться поддерживать дружеские отношения, оставаясь при этом старшим, мудрым, способным обеспечить безопасность.

Важно дать понять ребенку, что он как личность существует обособленно от своих родителей и несет ответственность за свои удачи и неудачи.
При общении с ребенком придерживайтесь следующих правил:

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься».
Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
Капризы и упрямство присущи избалованным детям, привыкшим к чрезвычайному вниманию, излишним уговорам. В любом случае упрямство и капризы - результат неправильного воспитания.

Комментариев нет :

Отправить комментарий